Сухинина Екатерина Фёдоровна, 54 года, преподаватель Константиновского педагогического колледжа Ростовской области, в 1973 году окончила исторический факультет Ростовского государственного университета, педагогический стаж - 26 лет. Любит детей, историю, увлекается краеведением, руководит студенческим экскурсионно-краеведческим бюро "Истоки".
Екатерина Фёдоровна Сухинина
и Настя Егорова - победительница
областной профильной олимпиады по
методике преподавания истории в начальных классах
Литература:
1. Каргин Н.С., П.А. Дербенев Константиновск. Ростов-на-Дону. 1983г.
2. Астапенко М.П. Донские казаки. 1550 - 1920гг Ростов-на-Дону .1992г.
3. Донская история в вопросах и ответах. Под ред. Е.И.Дулимова и С.А.Кислицина.т.1.
Ростов-на-Дону. 1997г.
4. Гордеев А.А. История казаков в 4 частях. Москва. 1991г.
ХОД УРОКА
V. Вступительная беседа:
Историческая экскурсия является и нетрадиционной формой проведения
урока истории и формой
организации внеклассной работы по предмету.
Экскурсия дает возможность учащимся увидеть подлинные памятники материальной
культуры, конкретизировать знания и осмыслить исторические явления.
1 этап работы учителя - подготовка к экскурсии:
во-первых - ознакомление с местом, маршрутом проведения экскурсии,
содержанием экспонатов,
объектов.
во-вторых - определение целей, задач экскурсии
Необходимо помнить, что экскурсия должна быть тесно связана с учебным
материалом, углублять, расширять знания учащихся, учитывать возрастные
особенности учащихся, тема и экспонаты должны быть доступны для понимания.
в -третьих - выбор формы наблюдения: записи, зарисовки и т.п.
2 этап - проведение экскурсии:
1. Четкое и конкретное объявление темы и целей экскурсии
2. Инструктаж: маршрут, продолжительность, задание учащимся
3. Правила поведения на экскурсии.
4. Ход экскурсии: знакомство с объектами, экспонатами.
3 этап - проверка и учет знаний, полученных на экскурсии, может быть
устной по вопросам или в форме анкетирования. Проводится по направлениям:
определение ценности экскурсии: что нового дала экскурсия? О каких
новых исторических
событиях, фактах узнали?
проверка фактического материала; например: Когда возник Бабский городок?
Почему так назван? Какие памятники архитектуры есть в нашем городе?
В курсе 3 класса возможны экскурсии:
в историко - краеведческий музеи,
по улице родного города,
знакомство с архитектурным памятником.
В 4-ом классе - экскурсии в православный храм, по местам памяти гражданской
и Великой Отечественной войны.
VI. Объявление темы и целей экскурсии.
Высыхают на травах росинки
Опускается день на порог
Вместе с Родиной, вместе с Россией
Просыпается мой городок
Можно слушать серебряный шорох
И в ладошки ловить тишину
Потому что мой ласковый город
Проживает на Тихом Дону. (Из песни о г.Константиновска)
Константиновск - удивительно красивый город. Откуда бы не подъезжал
к нему: по реке или по суше -отовсюду за десятки километров видны, его
постройки, расположенные на правом берегу Дона. С далекого левобережья
четко просматриваются широкие, ровные, в густой зелени деревьев улицы,
сбегающие к Дону.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию «По старым улицам станичным»,
познакомимся с городом и его историей
Я расскажу вам о некоторых страницах его истории:
- происхождении синицы;
- становлении ее как центра Донского округа;
- познакомлю с историей некоторых улиц, архитектурных и исторических
памятников.
VII. Инструктаж.
1. Наш маршрут от здания КПК по ул.Калинина к Дону, пристань, ул.Ленина,
площадь у Дома культуры, уд Комсомольская, ул.Коммунистическая, ул.Топилина,
Покровская церковь.
2. Продолжительность-1,5 часа
3. Задание учащимся:
сделать записи, зарисовки об основных объектах экскурсии
определить места остановок в ходе экскурсии
определить средства и приемы, используемые экскурсоводом.
VIII. Правила поведения на экскурсии:
движение колонной по 2 человека
правостороннее движение по пешеходной дорожке, левостороннее по проезжей
части улицы.
переход улицы организованно по команде экскурсовода
быть тактичными, вежливыми.
V. Ход экскурсии
Маршрут | Остановки | Объекты показа | Название тем и основные
вопросы подтем |
Расположение групп | Используемые приемы и средства |
у. Набережная | Пристань | р.Дон о. Лучка | 1.Бабский городок-предшественник Константиновска
1 .Основание Бабского городка. 2.Расслоение казачества, восстание казаков, Степан Разин, легенды о его кладе. 3.Пребывание Петра I в ст. Бабской |
Группа располагается на берегу Дона у пристани. | Показать о.Лучку, рассказать о жизни поселенцев. Раскрывая 1-й вопрос показать рисунок казачьего городка ХУП века |
у Ленина (бывшая у Центральная) | Школа искусств | Дом купца Сивякова | Ш.Рассказ о строительстве, торговле в XVIII - XIX вв. о стиле позднего классицизма | Группа располагается на ул-Ленина | |
ул 25 Октября (бывшая Архангельская) | Здание КСШ№1 | Дом купца Плотникова Бугровский магазин, аптека Валентиновича, магазин Сивякова | III.Станица Константиновская -центр 1-го Донского округа.
1 . Планировка улиц станицы 2.Развитие торговли и торговые дома Х1Хв. в Константиновской. Роль центральной улицы в жизни казачьей станицы. 4.Войсковой Михайловскин собор -центр административно-торговой площади |
Группа располагается у зданиия КСШ№1 лицом к памятнику
В. И .Ленина. После раскрытия 3 вопроса перейти к Дворцу культуры с западного входа |
При выходе на площадь использовать прием предварительного осмотра, обратить внимание на церковь Покрова, место Михайловского собора. При рассмотрении 4 вопроса использовать прием реконструкции, чтобы рассказать об основании собора. Использовать два фото собора.(1920ги 1949г) |
ул.Комсо мольская (бывшая Полицейская) | Сквер возле аптеки | Дом настоятеля Михайов-ского собора, здание полиции. | VI.Культурная жизнь ст. Константиновской
1 .К.А.Тренев в станице. 2.Съемка фильма «Цыган» |
Группа останавливается у домика Тренева | Показ мемориальной доски. |
ул.Коммунистическая (бывшая Баклановская) | Торговая площадь | Правление 1-го Донского округа, станичного майдана | V.Организация управления и сганице. 1 .Атаман - глава Казачьего круга станицы. 2.Войсковой круг-древнее и чисто демократическое учреждение. 3.11редание о петровской войсковой печати -отражение самобытной исгории донского казачества. 4.Жилой дом в стиле аксайского классицизма. | Группа останавливается у здания станичного атамана. После освещения 3 вопроса группа переходит и останавливается у казачьего дома на пересечении ул. Калинина и Коммунистической. | После рассказа о деятельности станичного атамана, показать место станичного майдана. При раскрытии 3 вопроса показать рисунок печати Войска Донского. |
ул.Фрунзе (бывшая ул.Иловайская). | Здание ветлечебницы | Обелиск шахтерам | VI Революционное прошлое города.
1 .Д.П.Комаров-первый председатель совета народных депутатов. 2.Хлебный амбар Пустовойтова - каземат смерти. |
Группа располагается у обелиска шахтерам. | При раскрытии 2 вопроса использовать цитирование слов участника очевидца кровавого события. |
ул.Топилина (бывшая Покровская) | Сквер памяти борцов революции. | Покровская церковь. | VI [.Покровская церковь -единственныи памятник культовой архитектуры. [.Праздник Покрова -наиболее почитаемый среди донских казаков праздник. 2.История постройки церкви. 3.Реставрация церкви. | Группа располагается у конца аллеи с северной стороны церкви. | Объяснение следует начать с предварительного осмотра церкви. После краткой справки об истории церкви дать архитектурный анализ памятника. |
VI.Проверка и учет знаний:
1. Назовите места остановок во время экскурсии.
2. Назовите объекты экскурсии.
3. Какие средства и приемы использовались экскурсоводом?
4. Что повою вы узнали по истории города, казачества, страны?
VII. Домашнее задание: Состаинть отчет об экскурсии.
« Встреча «избирателей» с «кандидатами» в «депутаты»
Городской Думы» (ролевая игра)
(4 «ж» курс)
Составила : Сухинина Е.Ф. преподаватель общественных
дисциплин
Константиновск
2003
Ролевая игра: Встреча « избирателей» с « кандидатами в депутаты» Городской Думы.
Цель урока:
1. Закрепить знания учащихся о принципах демократии, политических правах
и свободах личности, правовом государстве.
2. Развивать навыки работы с правовыми документами; воображение о политической
деятельности.
3. Способствовать воспитанию сознательного отношения к социальным регуляторам
жизни, нравственно-правовым нормам как условию существования человеческого
сообщества.
4. Содействовать становлению гражданственности и правовой культуры,
готовности и умения действовать в условиях демократии и политического плюрализма.
План урока
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Информация « представителя окружной избирательной комиссии».
3. • Выступление « кандидатов в депутаты, их доверенных лиц».
4. Обсуждение программ « кандидатов в депутаты».
5. Итог работы.
Литература:
1. Конституция РФ.1993г.
2. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» 1997г.
3. Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранным
в органы местного самоуправления»
4 . Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» 1995г.
5. Положение о выборах депутатов Законодательного собрания Ростовской
области. 1994г.
6. Е.И.Жильцова, Э.Н.Егорова, И.Н.Сухолет. Политическое и духовное
развитие современного общества.
Оборудование:
1. Плакаты: «Все на выборы». «Это - наш выбор» «Выберем достойных».
2. Листовки, агитационные плакаты кандидатов в депутаты. 3 Образцы
бюллетеней.
Подготовка к уроку.
О проведении урока в форме ролевой игры учащимся объявлено за 2 недели.
Роли распределены по желанию учащихся, но учитывая при этом их способности.
Проведен инструктаж, доведено задание каждой группе и по необходимости
- консультация.
Роли: кандидаты в депутаты - 2 человека,
их доверенное лица - 4 чел.
представитель окружной избирательной комиссии - 1 чел.
избиратели - остальные учащиеся (могут объединяться в избирательные
блоки, представлять политические партии и движения, общественные организации).
Задания учащимся:
1. Повторить материал изученных тем:
«Парламентская демократия» «Правовое государство» «Личность в политике».
2. Изучить: Федеральные законы о выборах и местном самоуправлении (указаны
выше).
3. Подготовить:
а) кандидатам в депутаты - предвыборную программу и выступление
б) доверенным лицам -листовки, агитационные плакаты и выступления.
в) избирателям - вопросы к кандидатам в депутаты и представителю окружной
избирательной комиссии.
г) представшелю окружной избирательной комиссии - информацию о порядке,
сроках и месте проведения
выборов.
4. Составить памятку избирателю, кандидату в депутаты или быть готовым
ответить на вопрос: Что должен
знать избиратель? Кандидат в депутаты? На урок приглашаю в качестве
РЕФЕРИ - представителей окружной или участковой избирательной комиссии.
Ход урока
1 Вступительное слово преподавателя.
• Народовластие, равенство и свобода
личности - важнейшие принципы демократии. Они закреплены государством в
Конституции страны. Личные, культурные, политические и социально-экономические
права граждан определяют правовые положения личности в обществе, т.е. ее
правовой статус.
Каково же правовое положение личности в политических системах? Оно
определяется политическими правами и свободами. Назовите их. Они конкретизируются
в законодательных актах государства, что обеспечивает высокий правовой
статус их граждан.
Человек не только занимает определенное место в политической структуре
общества, но и выполняет в соответствии с ним определенные функции. Политические
роли личности многообразны: роль избирателя, депутата, члена политической
партии, или движения, забастовщика, митингующего и т.д.
Нужно помнить, что не всякая активная политическая деятельность граждан
эффективна и созидательна. Очень велика правовая, нравственная и политическая
ответственность за последствия политических действий.
Они неизбежны, если организаторы и участники не соблюдают демократические
правила поведения, културу демократии.
Вспомните основные правила:
- правдивая информация, сдержанный тон речи.
терпимость к противоположной точке зрения, уважение к человеческому
достоинству.
На сегодняшнем уроке мы должны определить вашу подготовленность к участию
в общественно-политической жизни, уровень политических знаний и умение
выполнять определенные роли в политической жизни.
Председателем сегодняшней встречи избирателей с кандидатом в депутаты
Городской Думы будет учащийся, исполняющий роль "представителя окружной
избирательной комиссии"
Ему предоставляется слово
II Информация "представителя окружной избирательной комиссии" состоит:
- в сообщении о месте и времени проведения выборов в Городскую Думу
(берём условную дату и место: 15 мая, базовая школа педучилища, границы
избирательного округа заранее определены - ул. Ленина, Фрунзе, Комарова,
Володарского).
- в представлении кандидатов в депутаты, которые зарегестрированы окружной
избирательной комиссией (дата) на основании заявления кандидата о согласии
баллотироваться в депутаты по данному избирательному округу, протокола
собрания трудового коллектива (жителей микрорайона), подписных листов,
в которых признаны действительными...число подписей (более 2 тысяч).
- предлагает подготовить на конец собраня вопросы к нему о порядке
голосования и др.
- предоставляет слово 9 в алфавитном порядке) кандидатам в депутаты,
их доверенным лицам.
III Выступления "кандидатов в депутаты", их "доверенных лиц":
- должны познакомить с биографией "кандидата", его программой;
- быть чёткими, краткими, эмоциональными, понятными, содержать проблемы
округа и его жителей: педколледжа, средней школы, хлебозавода, кирпичного
завода, с/х -коллективного предприятия "ленинский путь", городского кладбища,
общежития педколледжа.
IV Обсуждение программ "кандидатов в депутаты" (лучше проводить раздельно)
организует ведущий - "представитель окружной избирательной комиссии", предоставляя
возможность "избирателям" уточнить прграмму, её цели, средства реализации,
познакомиться с личной жизнью, чертами характера "кандидата в депутаты".
Преподаватель фиксирует активность учащихся, их умение формулировать
вопрос, участвовать в дискуссии, использовать полученные ранее политические
знания.
V Итог урока:
- ответы "председателя окружной избирательной комиссии" на вопросы
"избирателей" о порядке голосования, подведение его итогов, проведении
повторных выборов (возможные вопросы прилагаются).
Его заключительное слово.
- Проверка подготовленных учащимися "Памяток избирателю и депутату"
или ответы на вопрос:
- Что должен знать избиратель, кандидат в депутаты? (варианты прилагаются)
-Оценка знаний и умений учащихся-РЕФЕРИ - представителями окружной,
участковой избирательной комиссии.
Выставление оценок преподавателем.
Приложение №1
ПАМЯТКА ИЗБИРАТЕЛЮ
(Юрьевой С...4 «з» курс)
1. Проанализируй и оцени предвыборную программу кандидата в депутаты.
2. Изучи биографию, личную жизнь кандидата, его черты и умения.
3. Подготовь вопросы и прими участие во встрече с ним.
4. Познакомься с правилами голосования.
5. Узнай место и время голосования.
6. Помни: голосовать нужно по месту прописки, имея при себе паспорт.
7. Если тебя нет в основных списках, запишись в дополнительный.
ПАМЯТКА ИЗБИРАТЕЛЮ
(Ширилиной Е. 4 «з» курс)
1. Имей разносторонние политические знания.
2. Приходи на встречу с кандидатами в депутаты или их доверенными лицами.
3. Узнай биографию кандидата, его личную жизнь, умение общаться с людьми.
4. Узнай его программу
5. Накануне выборов определись в выборе кандидата в депутаты.
6. Терпимо отнесись к противоположной точке зрения.
7. Узнай место и время выборов.
8. Приходи на выборы с паспортом.
9. Заранее ознакомься с правилами заполнения бюллетеня.
ПАМЯТКА КАНДИДАТУ В ДЕПУТАТЫ
(Зубова Н. 4 «ж» курс)
1. Взвесь свои силы.
2 Не нарушай порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты
3. Ознакомь избирателей со своей программой, биографией и личной жизнью.
4 Будь гибким, вежливым, совестливым.
5. Умей убеждать и пригягивать к себе людей.
6. Наиболее полно отражай и защищай интересы своих избирателей.
7 Имей способность пробивной силы.
Приложение № 2
Наш «кандидат» - ГОСПОДИНКИН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ.
(выступление «доверенного лица» - Болдыревой А.)
Господинкин С.А. родился в 1956 г в крестьянской многодетной семье.
Вся его сознательная жизнь
связана с колхозом. Закончил в 1973 г. среднюю школу, отслужил в армии,
в ракетных войсках. После демобилизации пошел работать рабочим - слесарем.
В 1982г. окончил институт народного хозяйства. Женат. Имеет 2 дочерей,внука.
Он инициативный и исполнительный работник, чуткий и отзывчивый руководитель,
остро и принципиально реагирует на несправедливость. В 1989г. был избран
председателем колхоза «Ленинский путь».
Господинкин С.А. хорошо знаком с актуальными проблемами села и города.
Имеет авторитет опытного, инициативного руководителя, сочетающего различных
слоев населения. Он имеет четкие политические убеждения, корректно относится
к различным партиям. Отдает предпочтение систематической работе с жителями
области, особенно в вопросах социальной защиты. Сергей Анатольевич любит
спорт, литературу, музыку.
Уважаемые избиратели!
В городской Думе нам нужны компетентные люди, знающие жизнь и действительно
способные сделать Константиновский район и город богатым и сильным. Поэтому
мы голосуем за Господинкина С.А.
За свои высокие деловые и человеческие качества С.А. снискал глубокое
уважение тружеников села. Его отличает беззаветное служение Родине, своему
народу, неутомимое трудолюбие и обязательность. выступая за нравственные
устои общества, он искренне чтит боевые и трудовые традиции Донского края.
Сергей Анатольевич уже четвертое десятилетие живет на Дону и видит своей
главной задачей - возрождение Дона.
В ходе предвыборной кампании вы еще раз убедились, что Сергей Анатольевич
как никто другой чутко и внимательно относится к нашим нуждам и запросам
, оказывает значительную помощь в социальной защите населения, развитию
культуры и быта.
Обращаясь к вам, простым людям, пенсионерам, студентам, рабочим, интеллигенции,
казакам и казачкам, жителям избирательного округа, просим сделать одно
единственно - правильное решение в пользу здравого смысла! Голосуйте за
Господинкина С.А.