В Константиновском
педагогическом колледже работают с 1975 года, сразу после окончания Московского
государственного педагогического института им. В.И. Ленина (факультет психологии
и педагогики).
Преподают предметы психолого-педагогического
цикла, являются методистами всех видов педагогической практики, бессменными
классными руководители, руководителями предметно-цикловых комиссий, членами
кафедры теории и методики общего и профессионального образования, членами
аттестационной комиссии, педагогического, методического советов, Совета
колледжа и др. подразделений.
Имеют 14 разряд (высшую квалификационную
категорию).
Они педагоги-единомышленники.
Им присущи сотворчество, содружество, сотрудничество со студенческой скамьи.
Свое призвание, свой смысл жизни
нашли в педагогическом труде. Главными ценностными ориентирами в жизни
и работе считают любовь, творчество, развитие, верность своим принципам.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Социальный прогресс возможен
лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится
в соответствии с гуманистической моралью.
Поэтому сегодня вполне оправдано
обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта»,
«добродеяние».
Добро - это всё то, что морально
ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная
характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он
способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание
к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других,
способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям
писателей о доброте...
Слово студента:
Мигель Сервантес: «Ничто не
обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан Жак Руссо: «Истинная доброта
заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить
доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом
себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее
и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта - вот
качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что
храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо
отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро
другим, чувствует себя счастливым.
Давайте вспомним некоторые народные
пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Слово студента: «Час в добре
пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре»,
«Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра
не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть
силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро
тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Слово учителя:
Вы обратили внимание, что рядом
с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется
с ним.
Чего же больше в людях: добра
или зла?
Перед вами конверты с жетонами,
символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим
убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем
наглядно видно чего же больше в людях добра или зла).
Когда-то очень давно, в самом
начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии
и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет
поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию,
травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой
уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий
и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций,
он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль,
возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые
судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко
уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение
к нам из его книги «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек
нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском
расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему
себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь
- зависит от тебя и от обстоятельств.
Давайте задумаемся над вопросами
героя стихотворения Александра Яшина:
Слово студента:
«Сердце чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросы обращены к каждому
из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то
вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то
в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
Расскажите о добром поступке,
который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в
вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.
«Добрый поступок»:
Рассказы педагога и студентов.
Представьте себе, если бы каждый
из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать!
А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц:
кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни
террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не дожидаясь
громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими
скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе
с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал
скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома
и у друзей…
Любить человечество легче, чем
сделать добро родной матери - гласит старинное украинское изречение. В
нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность,
если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери,
отцу, дедушке, бабушке.
Слово учителя:
Не выдерживает материнское сердце,
сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.
В маленькой больнице на окраине
большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили
сыновей.
Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой
– вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал
выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем,
известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства,
которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль,
который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…
А я хочу, чтобы мой сын стал
добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал
матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям
приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей,
в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у
кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели
новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через
неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую
больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая.
В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и
30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же
палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни,
они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом, - с
гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает
в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели
ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да,
конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим.
Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила
Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе
понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером,
и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней
осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает
урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров
сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло,
- сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой
матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго
о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость.
Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в
своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь
с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик
виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на
прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не
пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа
в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт.… Если
бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
на второй день перед вечером
к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять
он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле
сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын
выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От
счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не
проходил.
Вечером женщины лежали молча.
Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала
соседка.
В третий день, перед вечером,
к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села – привез
два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний
черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери;
в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце
услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня
ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал
мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения припомнила,
что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал,
как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две
матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого
села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки
выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал
сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее
выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи
сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет
никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо
полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря
это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал
сын. Он привез несколько больших букетов красных сын. Цветы подарил врачам
и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью,
Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда
из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
-Скажи, дорогая, как ты воспитала
такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она
заплакала.
-Мы расстаемся и никогда больше
не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий
раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын,
которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было
и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним
мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать.
Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я
глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за
тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына
приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и
скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери,
так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается
с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не
стал истинным сыном матери и отца.
Слово матери:
Украинская народная мудрость
гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети.
Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто
не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь,
как и от огня.
И это зависит не только от нас,
родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные
движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте,
чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните,
что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость,
сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит
сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова.
Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает,
но глубокий след оставляет.
Будьте добрым сыном, доброй
дочерью до самой старости.
Умейте чувствовать сердце матери,
умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство,
смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу,
ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Слово студента:
Мы живём в коллективе, коллектив
не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть
по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе
того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта
выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта выражается
в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей
душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже
тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого
себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Слово учителя: Умейте чувствовать
рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его
духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
Слово студента:
Первоклассница нарисовала школу.
На чистом листе бумаги она вывела большой золотой круг - солнце - и вокруг
него много маленьких головок расцветшего подсолнуха.
А где же школа? - спросили её.
Разве вы
не видите? - с удивлением,
и даже с обидой сказала
девочка.
Вот это - учительница (девочка
показала на солнце), а вокруг, мы
ученики. Это и есть школа.
Ученики ждут от учителя
доброты, тепла, участия, любви.
Слово учителя:
Может ли учитель стать причиной
появления зла в душе ребенка.
Слово студента:
Дождик постукивал по оконному
стеклу. Мелодия дождя, созвучная голосу учительницы, убаюкивала.
Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами
собой предательски закрывались.
«НАЗАРЕНКО, ТЫ ОПЯТЬ ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул
от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал дневник, где
учительница сделала третью на этой неделе запись: «Спал на уроке». Мама,
посмотрев дома дневник, прижала сына к себе и заплакала. Он тоже заплакал,
потому что и мама, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь,
я завтра снова пойду в детский сад. Там можно спать, играть, бегать. А
в классе совсем ничего нельзя, только смирно сиди за партой и стой у стенки
на переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда
я пойду на работу!»
На следующий день мать пошла
в школу вместе с сыном.
На уроке математики учительница
несколько раз делала замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние
дела: что-то искал в столе, портфеле, показывал соседу. Наконец учительнице
это надоело: она быстро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками
(это с ними он возился) и, пройдя к столу, сказала: «Чем тратить время
на марки, да ещё на уроке, лучше бы математикой занялся, ведь у тебя одни
двойки». Мальчик зло и обиженно посмотрел на учительницу и до конца урока
вообще ничем не занимался.
Слово учителя:
Эти ситуации побуждают вас задуматься
о том, что педагогические решения, очень часто зависят от человечности
учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний мир, от
сострадания ребёнку.
Десятки, сотни нитей духовно
связывающих учителя и учащегося - это те тропинки, которые ведут к человеческому
сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет
духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и
наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством,
добротой в сердце ребёнка никогда не появится зло, а учительская душа не
умрёт без взаимной любви.
Слово учителя:
Потому что это больно Марии
Петровне.
Это было в последний год войны.
Ученика четвертого класса Володю
обидела одноклассника Нина. Она сказала ему на перемене:
-Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи
пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на фронте, не на что купить
новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами…
Володя не смог стерпеть обиды.
Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и
видела. Она, вздохнув, сказала:
-Сегодня я приду к вам домой,
Володя.
Мария Петровна пришла к ним
недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень строгая учительница
Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой – без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели
с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя…
На следующий день Володя пришел
в школу радостный. Он несколько раз повторил:
-К нам приходила Мария Петровна…
потом он рассказал: Мария Петровна
ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам
игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила, тихонько, очень тихонько
сказала Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться,
- сказал Володя. – Потому что это больно Марии Петровне…
Сегодня новое поколение все
чаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки, а вместе с тем – заработки
любой ценой.
В Бобруйске был задушен и забит
камнями восьмилетний школьник. В тот же день были найдены исполнители убийства
– трое одноклассников убитого, самому старшему из них недавно стукнуло
девять лет. Как признались следствию убийцы-малолетки, на «мокрое» дело
их толкнула страсть к наживе: у убитого школьника в кармане были деньги.
Увеличивается армия детских
карманников и сбытчиков наркотиков. Дети объединяются в преступные группы,
избивают и грабят прохожих.
Но если доброта станет главным
и естественным свойством ребенка, станет условием его жизни, ребенок никогда
не совершит зло и насилие.
И помните всегда:
Учитель – это человек только
с добрым сердцем.
Давайте будем учиться любви,
пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо
только захотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать. Надо
слушать свое сердце. А самое главное – надо смотреться в глаза ребенка.
Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру
в себя.
Студентам вручается:
КОДЕКС ДОБРОГО УЧИТЕЛЯ!
1. Не бойся, добротой ребенка
не испортить.
2. Смотрись в глаза ребенка,
чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение, радость
и разделите их с ним.
3. Пожалей ребенка, когда ему
плохо, посиди рядом, когда одиноко и найди нужные слова.
4. Прояви к ребенку внимание,
сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, и
ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
5. Никогда не кричи на ребенка.
6. Не бойся показать детям жизнь.
Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый свет, забытые и одинокие.
7. Создавай мир, покой, уют,
согласие в классном коллективе.
8. И помни, невозможно воспитать
у детей доброту, если ты, учитель, каждое мгновение не будешь чувствовать
человека.
Сегодняшний разговор дает каждому
возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир
изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни
большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической,
экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас,
когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра.
И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это
не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему,
может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что
каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных
не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
Цветаева говорила, что есть
круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в
круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше
по кругу.
Слово студента:
1. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас
хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
2. Как бы жизнь
не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе
дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
3. Ах, как нам добрые слова
нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый
час,
Когда они другим необходимы.