Главная
Система управления педагогическим колледжем
Конспекты уроков
История
Конспект лекции
Русский язык и культура речи
Конспекты уроков
Литература
Русский язык
Сценарий классного часа
 Конспект семинара
Педагогика

Гончарова Ольга Алексеевна

Я люблю дожди осенне-золотые,
Мутные потоки по обочинам дорог,
Я живу с надеждой в этом мире,
Что Россия возродится вновь
Гончарова О.А.
Родилась в 1957 году. Окончила Константиновское педагогическое училище (училась на школьном отделении), заочно - в 1983 году Ростовский-на-Дону пединститут (филологическое отделение). Кроме склонности к филологии, имеет очень большую склонность к психологии. Следствием этого стало обучение В Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования на факультете психологии. В ноябре 2004 года - защита диплома. Чтобы иметь возможность оказывать практческую помощь людям, нуждающимся в ней, прошла обучение по программе "Основы психологического консультирования" и завершила обучение по специальности "гештальт-терапия" .
Любимая песня -"Лесной олень" (из кинофильма "Ох, уж эта Настя!");
музыкальное произведение - "Вальс" (из кинофильма "Метель";
стихотворение - "Заповедь" Р.Киплинга;
любимое время года - осень.
Пишет стихи, увлекается разведением комнатных цветов.
Согласна с утверждением, что в человеке столько человека, сколько в нём детства.
 

Я так люблю Есенина Серёжу...


Я так люблю Есенина Серёжу,
Его стихи - чудесный Божий дар.
Избу-старуху, белую берёзу
Я пронесу сквозь свой малиновый пожар.
К ним прикасаясь, делаешься чище
И познаёшь законы бытия.
Они - как светлая лазурь
В безумной жизни,
Которую нам сбросили сплеча.
Я так люблю Есенина Серёжу,
Его стихи - они как талисман,
Как клятва верности берёзовым полянам,
Как крик души, которую никто не понимал.
 
 
 
 
 
 
 

Вновь золотая осень
Явится точно в срок.
Поутру ровно в восемь
Вновь зазвенит звонок


Снова вместе через четыре года (встреча с классным руководителем
Ольгой Алексеевной Гончаровой -
 незабываемое событие)



Я верю

Я верю в то, что все-таки когда-то
(Наверное, не так уж долго будем ждать)
На пьедестал почета снова станут рядом
Порядочность, Достоинство, Ум, Честность и Добро.
Чего кривить душой, о них почти забыто.
Теперь в почете Лесть, Обман, Вранье.
Уменье жить на благо «сливок света»
Сейчас, наверное, престижнее всего.
Но вечным ценностям престиж не нужен
И презентация им вовсе ни к чему.
Они живут, поверьте, с нами рядом.
Мы сами променяли их… А вот на что?
Забыв про Гордость, что историей копилась,
В угоду «новым русским» стало почему-то все равно,
Что Совесть на другой планете поселилась,
А Благородство похоронено давно.
Но долго люди так прожить не смогут,
Ведь есть Закон – его никто не отменял.
Есть Бог, который строго судит.
Так помни каждый: «И аз воздам»!
 

Вечность

Желтый ливень только осенью бывает,
Обсыпая все вокруг и землю золотя.
Прошлое стремительно и торопливо убегает,
Новому дорогу уступая навсегда.
Лист осенний, желто-золотистый,
В танце вальса медленно кружась,
Шлет привет прощальный, горестно-лучистый,
И, покорный ветру, в вечность улетает навсегда.
Вечность… Мир на вечности основан.
Если б только не было ее,
Тьма забвенья распахнула своды,
Поглощая все. Ей все равно.
Верю я, друзья, что не прервется
Вечный путь, которым мы идем,
И что каждый человек- бессмертия частица,
Только нужно верить в это и стремиться
Жизнь прожить не сбоку и не ошибиться
В ценностях. Тогда вы сможете
И в детях повториться,
Навсегда с Достоинством и Честью подружиться
И остаться Человеком в памяти людской.

Конспект урока

Тема: «Формирование у учащихся нравственных и духовных ценностей на примере произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский"

(Открытый урок литературы для учителей района в 8 классе)
Преподаватель русского языка и литературы Гончарова О.А.
Константиновск 2002

С  1989 года в Россию стали возвращаться книги Бориса Константиновича Зайцева. Повесть «Преподобный Сергий Радонежский» принадлежит к тематическому направлению, названному автором «Далекое». Обрисованный мягкими красками образ Сергия предстает перед нами не только как образ великого святителя, постигшего духовные вершины, но и как типичный образ русского человека.
Программой литературного образования (5-11 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предусмотрено знакомство с отрывком из повести «Преподобный Сергий Радонежский».
Данный урок посвящен теме «Становление характера подвижника». На предыдущем уроке учащиеся совершали погружение в текст, была проведена большая лексическая работа.

«Преподобный Сергий Радонежский». Б. Зайцев. Становление характера подвижника.
Целеполагание урока:
1.    Продолжить работу над отрывком из повести, проследив в нем этапы становления характера Сергия.
2.    Уметь находить в тексте приемы создания образа героя и художественные средства, определять их роль в раскрытии авторского замысла; выразительно читать заданный отрывок, передавая авторский замысел, мысли и чувства героя; определять свое отношение к герою.
Словарь урока: уклад - (семьи) - установившийся порядок,
сложившееся устройство быта семьи.
Ход урока.
I.   Сообщение темы, мотивации и целеполагания урока. Сегодня мы продолжаем работу с отрывком из повести «Преподобный
Сергий Радонежский» Бориса Зайцева. Тема урока «Становление характера
подвижника». Обратимся к тексту.
- Как вы думаете, какие слова раскрывают сущность личности Сергия Радонежского? (Хорошо, если бы были зачитаны учащимися такие слова:
«Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России»).
- Чей выбор, на ваш взгляд, самый удачный? Почему? И вот, чтобы на основе этого отрывка понять, как мальчик Варфоломей стал именно такой личностью, совершив духовный подвиг, вы должны:
- знать содержание отрывка;
-уметь находить в тексте приемы создания образа героя и художественные средства, определять их роль в раскрытии авторского замысла; выразительно читать заданный отрывок, передавая авторский замысел, мысли и чувства героя; определять свое отношение к произведению.
II.   Актуализация заданий.
1. Определение авторской задачи.
- Как сформулировал свою задачу автор? Найдите в тексте и прочитайте. (Автору казалось, что сейчас особенно уместен опыт - очень скромный - вновь, в меру сил, восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим дела и, жизнь великого святителя и провести читателя через ту особенную, горнюю страну, где он живет, откуда светит нам немеркнущий звездой).
- Каково, на ваш взгляд, отношение Зайцева к великому святителю? Докажите.
- Какие художественные средства для этого он использует? (Провести (читателя) - метафора; светит (олицетворение) немеркнущей (эпитет) звездой (метафора). Великого (святителя), горнюю (страну)). -
- это лексика духовной литературы.
- Что предлагает нам Зайцев?
- Почему «присмотреться»?
Итак, чтобы проследить путь становления характера великого подвижника, надо выделить этапы его пути (эту задачу я вам облегчила: они записаны на доске), определить их роль в становлении личности и, конечно, приемы создания образа героя.
Сейчас разделите лист в тетради на три колонки, подпишите их:
Этапы.                Их роль.              Художественные приемы.
Запишите первый этап:
I.    Детство.
1. Семья.
Давно известно, что все положительное (равно как и отрицательное) в детаяях закладывается в семье. Пример родителей, их взаимоотношения, нравственные ценности, моральные устои и многое другое определяют характер, поступки, идеалы, стремления детей, формируют их как личность.
- А как обстояло это с детством Сергия? Найдите в тексте подтверждение своей мысли. Зачитайте.
- В каком направлении, с какой стороны характеризует семью Зайцев в первом отрывке? (Используется словарь урока). Во втором? Отметим это в тетрадях.
Уклад семьи
Семья
Давно известно, что всё положительное, равно как и отрицательное) в детях закладывается в семье. Пример родителей. их взаимоотношения, нравственные ценности, моральные устои и многое другое определяют характер, поступки, идеалы, стремления детей, формируют их как личность.
- А как обстояло это с детством Сергия? Найдите в тексте подтверждение своей мысли. зачитайте.
- В каком направлении, с какой стороны характеризует семью зайцев в первом отрывке? (Используется словарь урока). Во Втором? Отметим это в тетрадях.
                                                                                    Семья
                                                                                  /              \
                                                     уклад семьи           нравственные и духовные ценности
 

- Давайте устно выстроим лексический ряд, связанный у Iв. с укладом семьи, а у II в. - с нравственными и духовными ценностями, называя слова и словосочетания.
- А теперь найдите в каждом отрывке вывод, мысль о том, какое влияние уклад семьи, ее нравственные и духовные ценности оказали на ребенка.
1. Не был барчуком.
2. Начало ищущее, мечтательно противящееся обыденности. Запишите.
- Отыщем и зачитаем общий вывод о том, какой же отпечаток лежал на ребенке с самого раннего детства.
Особый оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.
- Какими художественными средствами пользуется здесь автор? Для чего?
Оттенок - метафора
Лежит - метафора
- А какие приемы использует он для создания образа Сергия? (описание, характеристику).
Рассматриваем следующий этап. Запишите:
Обучение в церковной школе.
- Найдите в тексте соответствующий отрывок и отыщите в нем ключевое предложение. Какое? Запишите.
Плачет одиноко, но в перед не двигается.
А дальше - это встреча со старцем-черноризцем.
Запишите.
Часть отрывка из повести, соответствующему этому этапы, мы проанализируем подробнее и попробуем передать авторский замысел, мысли и чувства героя с помощью выразительного чтения.
Послушайте, я его прочитаю.
- А теперь попробуйте выделить в отрывке те слова, те фразы, которые как-то затронули вас, не оставили равнодушными.
Не остался равнодушным к этому случаю и художник Нестеров. Он написал картину «Видение отроку Варфоломею» (репродукции картины лежат на каждом столе).
- Приглядитесь, пожалуйста, внимательно к лицу Варфоломея (Поможет вам в этом и фрагмент картины) - помещён на доске.

Что особенно подчеркивает здесь художник? Как вы думаете, почему?
Да, глаза отражают душу человека. Они - зеркало души.
- Какое настроение, какие чувства, ощущения возникают у нас, когда мы читаем описание этой встречи, смотрим на картину?
- Какие художественные средства использует автор в этом отрывке? Для чего он это делает?
- Найдите ключевое предложение.
.Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
Запишите.
- Попробуйте передать замысел автора, прочитав выразительно этот отрывок. Просмотрите его две минуты.
- Кто, по вашему мнению, смог точнее передать замысел автора, чувства и мысли героя?
- Какие приемы использовал автор для создания образа героя?     .
- Как вы думаете, почему следующим этапом я взяла чтение псалмов? Запишите.
- Какое предложение здесь ключевое?
.. .и все были поражены, как он читает хорошо.

Итак, жизнь продолжалась. И следующий этап - это жизнь после встречи со старцем.
- Подумайте, какой отрывок в тексте соответствует этому этапу? Найдите его границы.
- Какие слова здесь являются ключевыми? Почему? Их гений в иной области. Запишите.
Детство всегда сменяется отрочеством, ранней юностью. Значит, следующий этап - отрочество, ранняя юность. Запишите.
- Скажите, как изменяется, кем становится к порогу юности Варфоломей?
Отшельником, постником, иноком. Запишите.
- Какое предложение будет ключевым? У него является свое.
- Какие еще приемы использует автор, создавая образ Сергия. Портрет, рассказ о взаимоотношениях с родным.
- Зачитайте строки, в которых дан его портрет.
- К чему же пришел Сергий за эти годы? Прочитайте. ...стремление уйти из мира низшего и среднего в мир высший, в мир незамутненных созерцаний и общения непосредственного с Богом. Запишите.
III Подведение итогов.
- Так какие приемы использовал автор, чтобы проследить путь становления характера Сергия? А художественные средства?
- Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?
- Что дала вам работа с отрывком из повести?
- Что дал урок в целом?
IV Домашнее задание.
1. Составить сложный план по теме урока.
2. Читать «Марфу-посадницу» Карамзина.
 
 

Урок русского языка для 9 класса по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

(Учебный комплекс Бабайцевой).


I. Сообщение темы и целеполагания урока.
Повторить, обобщить и систематизировать материал по синтаксису и пунктуации, а также по связной речи (особенности разговорного стиля)
II.Актуализация знаний.
1) Что значит – сложное предложение с разными видами связи?
2) Работа с упр. № 540 и 541
а) Прочитайте отрывок из рассказа И.Тургенева «Певцы» в упр. № 540.
б) А теперь выполним задание в упр. 541.
- Рассмотрите данные ниже схемы сложных предложений из упр. № 540
- Что отражено в этих схемах?
- Как можно охарактеризовать эти предложения.
- Сейчас I в. записывает в тетрадь 1 схему, II в. – вторую, III в. – третью, находит в тексте соответствующихся предложение и записывает его в тетрадь.
Проверка – зачитывание предложений.
- К какому виду (с\с\, с\п, с\б) можно отнести эти предложения, если выделить ведущую связь между частями?
3) Работа по карточкам.
23 февраля мы отмечаем День Защитников Отечества. Говоря с благодарностью отлично тех, кто защищает нас сегодня, Мы свято помним и о тех, кто уберег нас в грозные годы Великой Отечественной войны. Среди них была и поэтесса Вероника Тушнова, на плечи которых легли все тяжести военных лет.
Сейчас, если вы расположите данные на карточках предложения в таком порядке:
1) простое предложение;
2) сложноподчиненное;
3) сложное предложение с разными видами связи, то восстановите стихотворение В.Тушновой.
Чтение стихотворения.

Шагаю хвойною опушкой,
И улыбаюсь, и пою,
И жестяной помятой кружкой
из родничка лесного пью.
И слушаю, как славка свищет,
Как зяблик ссорится с женой,
И вижу гриб у корневища
Сквозь папоротник кружевной …
Но дело – не в певчих птицах,
не в роднике и не в грибе,
душа должна уединиться,
чтобы прислушаться к себе.
И раствориться в блеске этом,
И слиться с этой синевой,
И стать самой
теплом и светом,
водой,
и птицей,
и травой,
живыми соками напиться,
земную силу обрести,
ведь ей еще века трудиться,
тысячелетия расти.

Запишите в тетрадь сложное предложение с разными видами связи. Определите, какие есть виды связи в этом предложении.
Давайте составим схему этого предложения. А сейчас найдите в словаре Омегова (они лежат на каждой парте) определение слова «душа». Сколько удовлетворительно него значений? Значит, оно какое?. В каком значении употреблено это слово в стихотворении В. Тушновой?
- Как вы думаете, каков смысл этого стихотворения?
А в каком стихотворении Вероники Тушновой о любви распахивается настежь ее сердце, не оставляя в своих тайниках даже маленького секрета. Поэтому стихи порою напоминают дневник, предназначенный только для самой себя, а на самом деле это мудрая книга любви, где человек бьется в поисках ответа на вопрос: «Почему без миллионов можно? Почему без одного нельзя?»
Послушайте одно из них.

Я прощаюсь с тобою
удовлетворительно последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.
Пусть иная, родная,
та, с которою – рай,
все равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!
Вспоминай меня, если
хрустнет утренний лед,
если вдруг в поднебесье
прогремит самолет,
если вихрь закурчавит
душных туч пелену,
если пес заскучает,
заскулит на луну,
если рыжие стаи
закружит листопад,
если за полночь ставни
застучат невпопад,
если утром белесым
закричат петухи,
вспоминай мои слезы,
губы, руки, стихи …
Позабыть не старайся,
прочь из сердца гоня,
не старайся,
не майся,
слишком много меня!

Думаю, что эти два стихотворения не оставили вас равнодушными, а пробудим интерес к ее творчеству, ведь в нем, наверное, вам откроются многие тайны бытия.
А сейчас вернемся вот к этому предложению:
В каждом стихотворении Вероники Тушновой о любви распахивается настежь ее сердце, не оставляя в своих тайниках даже маленького секрета, поэтому стихи порою напоминают дневник, предназначенный только для самой себя, а на самом деле это мудрая книга любви.
- Как вы думаете, почему я вернулась к этому предложению?
- Сколько здесь простых предложений и какие виды связи между ними?
- Запишите предложение.
Начертите его схему. У доски чертит схему …
4. Выборочная работа
 А сейчас, пользуясь вот этими карточками, выполните следующие предложения с разными видами связи (знаки препинания не проставлены)
1.Уж было поздно и тепло сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
2.Змея шурша листвой дубовой зашевелилася в дупле и в лес пошла блестя лиловой, пятнистой кожей по земле.
3.Зима начала хозяйничать над землей но мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками еще можно найти свежие лесные цветы.
4.Нас дома ждет парное молоко и бабочки садятся нам на плечи и ласточки летают высоко.
5.Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет Божий мир.
6.Заголосили петухи а голова все еще болела а в ушах был такой шум как будто Ергунов сидел под железнодорожным мостом и слушал как над его головой проходил поезд.
5. Работа по рассказу В.П. Астафьева «Приветное слово»
1.Прочитать.
2.Какие особенности, характерные для разговорного стиля, встречаются в этом тексте?
3.В каком значении употребил автор слово «душа»?
Приветное слово.
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю … Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном отлично конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше!
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
1. Какие синонимы к глаголу мчится используются в тексте? Какова их стилистическая окраска?
2. Какие еще слова, не включенные обычно в словари, употребляются в рассказе? Какова их роль? В каком стиле обычно могут употребляться такие слова?
3. Найдите в тексте однососоставные предложения. Что достигается благодаря их использованию? Выпишите 5-6 таких предложений, подчеркивая грамматические основы.
4. Объясните знаки препинания в предложениях с обращениями.
Какова их роль в этом тексте?
Итог урока
- В текстах какого стиля мы наблюдали использование разнообразных синтаксических конструкций?
- О чем же свидетельствует разнообразные синт. конструкций?
Это одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.
- С каким чувством вы завершаете урок?
 Дома № 545.
 
 

Интегрированный урок по литературе по теме «Мотивы былого в лирике поэтов XIX в. Стихотворение А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе» для 7 класса. (Программа литературного образования. Курдюмовой Т.Ф.)

Учитель литературы
Русская классическая литература 19-века на своих страницах, в созданных ею образах и картинах, запечатлела труд народа, его христианские устремления, борьбу за независимость своего Отечества от иноземных захватчиков, героизм участников сражений. Она донесла до наших дней возвышенные идеалы русского народа – героизм и гражданственность, подвижничество и верное служение Истине, Добру и Красоте.
К теме прошлого обращались как писатели, так и лирические поэты. Однако именно лирика, в отличие от эпоса, способна выразить глубокие душевные переживания автора: в стихотворении на передний план выдвигается то, как сам автор (или созданный им лирический герой) воспринимает тот мир, в котором он живет, как он его оценивает, какие чувства при этом испытывает.
Талантливый читатель стихов заново испытывает удивление перед миром, интерес к нему. А то, что интересно, хочется понять. Таким образом, поэзия работает на познание и объяснение действительности нашего настоящего, нашего прошлого.
Тематика лирики разнообразна: гражданская, пейзажная, любовная, философская. Сюда же примыкают лирические произведения, в которых запечатлены события прошлого. Это может быть значительное историческое событие или недалекое прошлое, свидетелем и участником которого был поэт.
Для сегодняшнего урока взято важнейшее историческое событие Крымской войны 1853-1856гг – Севастопольская оборона, отображение его в лирике – стихотворении А.Н.Апухтина «Солдатская песня о Севастополе» и изобразительном искусстве.
Учитель истории
После смерти императора Александра I (умершего бездетным), на престол в 1825г вступил родной брат его, великий князь Николай Павлович.
В начале своего царствования император Николай, желая оказать помощь единоверным России грекам, вынужден был вести войну с Турцией. Благодаря помощи, оказанной императором Николаем, Греция освободилась от турецкого владычества и была признана независимым от Турции государством.
По окончании этой войны, император в течение почти двадцати лет не воевал ни с кем и, несмотря на это, заставил всех  иноземных государей уважать Россию. Могуществу России все втайне завидовали и всеми силами старались поколебать его.
С особой завистью и неприязнью относились к России два государства: Англия и Франция. Оба эти государства хотели иметь в Европе такое же значение, как имела Россия, а поэтому и старались всякими средствами навредить России и ослабить ее могущество.
С этой целью Англия и Франция подговорили Турцию затеять войну с Россией и обещали оказать помощь деньгами, кораблями и войском и, сверх того, вознаградить ее земельными приобретениями за счет России. Турция поддалась на льстивые обещания этих государств, и в 1853 году между Россией и Турцией произошел разрыв. Поводом для него было то, что русское правительство вступилось за православных христиан в Балестине и потребовало, чтобы им были даны султаном такие же права, какими уже пользовались там христиане других исповеданий. Султан, подстрекаемый Англией и Францией отказал в исполнении справедливых требований императора Николая. Тогда государь приказал занять Дунайские княжества русскими войсками, а по Черному морю отправил к Константинополю русский флот.
Война эта началась для России очень благоприятно: русскими войсками была осаждена сильная турецкая крепость Силистрия, а черноморским флотом под начальством храброго адмирала Нахимова одержана полная победа над турецким флотом – на южном берегу Черного моря в районе города Синопа все турецкие корабли, один за другим, были взорваны на воздух.
Тогда за Турцию вступились ее союзники, Англия и Франция, и стали дерзко требовать прекращения военных действий со стороны России, а в противном случае угрожали войной. Император Николай пренебрег их угрозами,  надеясь на своих союзников, Австрию и Пруссию, которых Россия неоднократно спасала от гибели. Однако союзники бросили России. Тогда император Николай, желая поддержать достоинство России, решился один бороться со всеми этими державами и мужественно выдержал эту тяжкую борьбу до конца.
В середине 19 века, в 1854 году, на страницах газеты «Русский инвалид» было опубликовано стихотворение «Эпаминонд». Четырнадцатилетний  воспитанник пятого класса Петербургского училища правоведения Алексей Апухтин посвятил это стихотворение только что погибшему при обороне Севастополя адмиралу В.А.Корнилову. Он сравнивал его с древнегреческим полководцем Эпаминондом:
За славу, честь родного края,
Как древний грек, он гордо пал…
«Война, - писал Апухтин, - дала новую пищу перу моему, и стихотворения, посвященные прославлению успехов русского оружия, обратили на меня внимание начальства училища».
Впоследствии центральными темами творчества Алексея Николаевича стали три – любовь, смерть, жизнь.
Его поэтическое творчество основывалось на любви к своему Отечеству. Осознавая трагизм исторического пути России, он высказывал озабоченность по поводу унизительного положения народа. Поэтому не случайно его стихи обращены в прошлое. Лирика Пушкина с вечными идеалами истины, красоты и добра становится для него источником творческого вдохновения.
А к событиям Крымской войны А. Н. Апухтин обратится в 1869 году. Воссоздавая в стихотворении недавнее историческое прошлое, поэт обратился к жанру песни и назвал его «Солдатская песня о Севастополе». В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Почему поэт назвал свое стихотворение «солдатской песней»? Сейчас я вам его прочитаю (чтение).
Задержать ваше внимание хочется на первой строфе. Прочитаем её.
О чем предупреждает нас автор? Почему эта песня будет невеселой, вы узнаете сегодня, когда услышите рассказ о героической обороне Севастополя  и проанализируйте стихотворение, вдумываясь в каждое его слово, поймете мысли и чувства, которые вложил автор в него, а с помощью изобразительного искусства ярко и зримо представите себе это трагическое событие Крымской войны – оборону Севастополя.
Учитель истории
Война  эта началась с того, что сильный англо-французский флот явился на Черное море и  стал угрожать высадкой союзных войск на русских берегах, а затем, высадил сильное войско на западном берегу полуострова. Прекрасный  русский черноморский флот не мог бороться с соединенными флотами Англии и Франции, потому что состоял тогда из деревянных судов, которые двигались на парусах, а флот англо-французский- из судов железных, которые двигались при помощи пара и могли ходить гораздо быстрее, чем парусные.
Русские войска ввиду их немногочисленности (русская армия в это время находилась в Дунайских княжествах, ведя войну с Турцией), а также недостаточного вооружения (выстрелы ружей и пушек противника охватывали такое дальнее расстояние, которое не могли охватить русские пушки и ружья), проиграли сражение при реке Аьме союзным войскам и отступили к Севастополю.
Учитель литературы
Давайте поработаем со строфами стихотворения, в которых изображены враги.
Прочитаем их.
- Как показан  в них враг?
- Какие художественные  средства использует автор, чтобы показать превосходящие силы противника?
Метафора – облако пыли;
Гипербола – враги без числа;
- Прочитай последнюю строчку второй строфы. Как рассказывает дальше поэт о победе врагов? Какой же она была? Прочитайте дальше. Какой оборот речи здесь использован? Для чего?
- Какую лексику использует Апухтин, когда рассказывает о врагах?
- Что значит «дерзкий вопрос»?
- Почему в изображении врагов он использует просторечные словосочетания и выражения?
Итак, работаем дальше, чтобы узнать, почему же  враги победили « с кислым лицом», почему « с разбитым отчалили носом» и «долго потом не совались к нам с дерзким вопросом».
Учитель истории
Несмотря на то, что Севастополь вовсе не был укреплен с суши, храбрые защитники Севастополя и слышать не хотели о том, что бы этот лучший из приморских городов достался в руки врагам без боя. На совете у князя Меньшикова, который во время Крымской войны командовал  всеми сухопутными и морскими силами России в Крыму, было решено: защищать Севастополь до последней крайности в ожидании тех войск, которые должны были подоспеть на помощь осажденному городу с разных концов России. Вследствие такого решения знаменитые адмиралы черноморского флота Корнилов, Истомин и Нахимов деятельно принялись воздвигать вокруг города ряд земельных укреплений по плану молодого инженера, полковника Тотлебена. Все войска и все жители города приняли участие в земельных работах, которые закипели на южной стороне Севастополя.
Моряки в это время разоружали корабли черноморского флота, свозили с них тяжелые морские пушки и устанавливали их на быстро возраставших укреплениях. Затем корабли были потоплены в Севастопольской бухте для того, чтобы они не могли быть ни сожжены, ни захвачены неприятелем в случае неудачи с нашей стороны, а все матросы и офицеры с кораблей, опытные в обращении с орудиями, были отправлены на вновь воздвигнутые укрепления. Этим-то морякам главным образом в первые месяцы осады Севастополь и был обязан отражением яростных нападений врага.
Затем 5 октября 1854 года все союзные войска двинулись разом к Севастополю со всех сторон на приступ. Но неприятели ошиблись в своих расчетах: с севастопольских укреплений их встретили таким ужасным огнем, а севастопольские войска дали им такой мужественный отпор, что враги должны были поспешно отступить в свой лагерь с огромным уроном.
Однако русские войска не смогли воспользоваться своим успехом и ударить на неприятеля, т.к. их было очень мало, а подкрепления подходили очень медленно, потому что тогда еще не было в России железных дорог. Силы же врага беспрестанно возрастали, т.к. и подкрепления, и запасы легко и быстро подвозились к ним по морю, на громадных паровых судах. Защитники Севастополя очень часто нуждались и в съестных припасах, и в военных снарядах, а союзники получали морем такое огромное количество военных снарядов, что постоянно забрасывали Севастополь непрерывным градом бомб и гранат (разрывных ядер) и производили в городе страшные опустошения.
В Севастополь были присланы лучшие стрелки из всего русского войска, которых наскоро вооружали французскими и английскими ружьями, отбитыми у неприятеля. Сюда же прибыли и донские казаки, и черноморские пластуны, которые ловко ползали на локтях, прижимаясь к земле, закаленные в вечной войне с дикими кавказскими горцами. Все соперничали друг с другом в мужестве и беззаветной преданности царю и Отечеству.
Учитель литературы
- Скажите, в каких строчках «Солдатской песни о Севастополе» А.Н.Апухтин рассказывает о единении русских людей в борьбе против врага? (Прокомментируйте их).
Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шел в дружину помещик богатый,
Как мужик, обнимая бабенку свою,
Выходил ополченцем из хаты.
- Какой смысл у слова «дружина»?
-Посмотрите его значение в словаре Ожегова.
Дружи –на-, ы- ж.1 В древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско. 2. В царской армии: сполченская войсковая часть, соответствовавшая полку. 3. Группа, отряд. Пожарная д.(добровольная пожарная команда) Народная д.(по охране общественного порядка). Пионерская д.; Боевые дружины.
- Когда возникло это слово?
- В каком значении оно употреблено в стихотворении?
- А теперь отыщите это слово в «Кратком этимологическом словаре русского языка». От какого слова оно образовалось?
Дружина. Общеслав. Образовано от другъ с помощью собирательного суф. – ина (ср.община); г-ж перед и. См. друг.
- Каково первоначальное значение слова «друг»? («Спутник, товарищ на войне»)
- Почему же поэт не написал «шел в полк», а – «шел в дружину»? Что нового открылась вам в значении этого слова?
- А теперь еще поработайте с этими же словарями и установите значение слова «ополчение».
- Скажите, как дальше в песне с помощью лексических средств автор отражает связь времен, связь поколений, готовность в любое время защищать Родину от врага. Я спою, как росла богатырская рать.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует?
Росла богатырская рать- олицетворение бойцы из железа и стали – метафора.
- Какая стилистическая фигура использована в этом четверостишье (градация).
- Что значит «свято они умирали»?
- Что вы можете сказать об этой строфе с точки зрения синтаксической?
- Какова роль всех изобразительно-выразительных средств в этом отрывке? (С их помощью автор подчеркивает мужество и храбрость, бесстрашие и непоколебимость защитников Севастополя, преклонение перед их героизмом).
Учитель истории
Действительно, несмотря на то, что враги осыпали русских бомбами и гранатами, которые с грохотом взрывались над укреплениями, забрасывая их осколками, разбрасывая землю насыпей, обсыпая их стенки и открывая храбрых защитников выстрелам врага, севастопольцы не робели. Они все разом бросались под огнем неприятеля загораживать пробоины укреплений мешками с песком и турами – корзинками с землей. И затем спешили отвечать непрерывным метким огнем на огонь неприятеля, не обращая никакого внимания на то, что смерть ежеминутно грозила каждому из бывших на укреплении. Все так свыклись с опасностью, что не придавали ей никакого значения и помнили постоянно только о том, «что без воли Божьей и волос не упадет с головы человека».
«Берегитесь! Бомба летит!» - кричал часовой, поставленный для того, чтобы следить за выстрелами неприятеля. «Это- не наша! – смеясь отвечали ему матросы и солдаты. – На ней наша смерть не написана!» И преспокойно продолжали наводить орудия или поправлять насыпи.
А когда наступала ночь, часть защитников спускалась во рвы и прорывала длинные узкие подземные ходы, чтобы неприятель не мог подкопаться под наши укрепления и взорвать их неожиданно. Другая же часть защитников выходила далеко за укрепления и располагалась  непрерывной цепью на случай внезапного ночного нападения. Впереди этой цепи, подползая почти под самые неприятельские укрепления, располагались пластуны, по два и по три человека. Они выслушивали и высматривали, что делает неприятель, куда двигает войска, и обо всем немедленно доносили в Севастополь. Эти отчаянные храбрецы неслышно подкрадывались к неприятелю, окружали его укрепления веревочными сетками, раскинутыми по земле, в которых запутывался враг, дерзнувший выйти ночью в поле, а сами они, ловко накидывая арканы на неприятельских часовых; уводили их в плен, уничтожали караулы.
Пластунам вскоре стали подражать моряки и солдаты. Они пускались в ночные поиски кругом неприятельского лагеря и совершали иногда подвиги исключительного мужества.
Учитель рисования
Художник Василий Федорович Тимм (1820-1895гг) в своих натуральных зарисовках запечатлел типы солдат, офицеров, места боев и укреплений.
Вот эта зарисовка посвящена рядовым героям – защитникам Севастополя. Здесь нарисованы Афанасий Елисеев, Аксентий Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко, Федор Заика.
Обратите внимание на то, что между солдатами нет свободного места, они как бы «перекрывают» друг друга, стоят плечом к плечу, как в бою, готовые в любой момент отразить натиск врага.  Запечатлены они тоже по-разному.
Федор Заика, например, нарисован со спины, Афанасий Елисеев – в пол-оборота, Федор Кошка – почти что прямо. Взгляды их не пересекаются. Они опять как бы занимают круговую оборону.
Однако лицо каждого защитника выражает твердое спокойствие, мужество и решительность.
Учитель истории.
Особой смелостью и изобразительностью между этими смельчаками прославился матрос Кошка, который неоднократно пробирался ночью в самый лагерь к англичанам и французам и возвращался в Севастополь, нагруженный неприятельским оружием, припасами, а иногда приводил с собой и пленных.
Учитель истории. Но за этими воинами –героями в Севастополе во время долгой осады действовали тысячи других незаметных и никому не известных  героев.
Жены, сестры и дочери солдат и матросов, желая облегчить труды своих мужей, отцов и братьев, жили в землянках около самых укреплений и бесстрашно носили пищу на укрепления, освежали истомленных героев глотком воды, которую приходилось носить в гору под выстрелами. Они оказывали первую помощь раненным, прежде чем их увозили в безопасное место, на перевязочные пункты.
Случалось, что после жаркого боя одна из этих смелых женщин являлась к тому месту, где лежали раненые солдаты, и по доброй воле принимала 10-12 человек на свое попечение. И ухаживала за раненными, как за детьми. Всеобщее восхищение вызывала первая в мире сестра милосердия Дарья Лаврентьевна Михайлова, вошедшая в историю как Дарья Севастопольская.
Учитель литературы
- В каких строчках А.Н.Апухтин коснулся этого исторического факта? Прочитайте их.
- Каким словом он называет всех женщин Севастополя, мужественно разделивших свою судьбу с судьбой своего родного города, его защитников и Отечества?
- Как вы думаете, какой смысл он вкладывает в это слово?(Внешняя красота; красота внутренняя, душевная; красота и величие их подвига).
- Какое определение использует поэт к слову «изголовье»? Что оно обозначает? Какой это вид тропа?
- Как вы думаете, почему именно в этом четверостишье рассказывается о кровавой плате врага за каждый клочок  нашей русской земли?
Действительно, если и женщины встают на борьбу с врагом, то очень трудно победить такой народ, такую нацию.
Учитель рисования
Неустрашимость и удаль русского человека в Крымской войне проявилась даже в детях севастопольцев. Именно неустрашимому геройству севастопольских детей и посвятил В.Г.Маховский свою картину «Юные севастопольцы, собирающие бомбы».
Посмотрите, группа детей, среди которых есть и девочки, не страшась того, что в любую минуту на них может обрушиться неприятельский огонь, собирает неразорвавшиеся бомбы.
За собой они тащат телегу, в которую и складывают собранные бомбы. Чувствуется, что эту нелегкую для их возраста работу дети выполняют радостно и бойко, понимая ее важность и значимость.
Один из мальчиков «впряженный» в телегу, уже устал. Но его детские ручонки судорожно вцепились в оглобли, и никакая сила не сможет их оторвать.
Впереди всех нарисован мальчик, с большим усилием оторвавший, наконец, от земли бомбу. Маленькие руки намертво обхватили ее, а широко расставленные ноги помогают удержать равновесие и не упасть.
Но дети всегда остаются детьми, как бы тяжело им ни приходилось. Вот поэтому и рассказывает мальчонка, идущий рядом с телегой, о чем-то веселом и интересном, и улыбается чему-то девочка, наверное, мечтает о скором завершении войны. Вообще картина имеет большой символический смысл, потому что всегда олицетворением войны была бомба, а дети – символом мира.
Учитель истории
Во главе мужественных защитников Севастополя стояли такие начальники, которые показывали всем пример своим героическим самоотвержением и постоянной готовностью войска, так что силы союзников в шесть раз превышали число войск, бывших в Севастополе.
Но Севастопольцы стойко и храбро держались, хотя изнурение сил и ежедневная убыль в людях делали защиту невозможной.
Заплатили жизнью за свой  геройский подвиг и были убиты адмиралы Корнилов, Истомин и Нахимов, на одном из передовых укреплений на Малаховом кургане.
Первым пал Корнилов. Смертельно раненный осколком гранаты, он, умирая, ни о чем ином не думал, как о Севастополе, и когда ему пришли доложить, что неприятель отражен с большим уроном, он тихо сказал: «Спасибо за добрую весть! Теперь я могу умереть спокойно!» На месте гибели Корнилова моряки выложили на земле крест из бомб и ядер.
Последним пал Нахимов, в котором матросы души не чаяли за его чрезвычайную простоту и чисто русскую удаль. Неприятельские пули долго щадили этого «матросского батьку»(как его называли моряки), но под конец осады Севастополя и он был смертельно ранен на том же  Малаховом кургане и похоронен рядом с Корниловым и Истоминым.
27 августа 1855г неприятель после долгого и непрерывного обстрела бросился на приступ оставшихся укреплений и овладел ими, потому что их почти некому было защищать: большая часть генералов и офицеров были перебиты или ранены, и войско, оставленное без начальников, не могло оказать дружного отпора неприятелю. Однако одному из героев Севастопольской осады, лейтенанту Новикову, с небольшой командой матросов удалось взорвать все еще уцелевшие казенные здания Севастополя. В руки союзников достались только одни обгорелые развалины, залитые кровью.
Учитель литературы
Давайте зачитаем строки, которыми автор подводит итог севастопольской осады.
- Какой оборот речи использован им в первых двух строчках? (Анафора: И одиннадцать…)
- Для чего?
- Почему  Севастополь назван автором «чудотворной крепостью)?
- Почему враги победили так, что «с кислым лицом и с разбитым отчалили носом»?
- Какой же силой обладали защитники Севастополя, если в течение одиннадцати месяцев героически противостояли хорошо вооруженной и оснащенной армии противника? Да, это была духовная сила, мощью которой был удивлен и поражен даже противник.
- Давайте прочитаем начальную и конечную строфы этого стихотворения. Что вы заметили? Как они соотносятся?
- Почему это стихотворение А.Н. Апухтин назвал песней? Чем создается его песенное начало?
- Какую роль выполняют повторы?
- А почему поэт песню назвал солдатской?
- Какие строчки произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?
- Приготовьтесь сейчас к выразительному чтению этого стихотворения.
 
 

Вернуться на главную


Hosted by uCoz