Главная
Система управления педагогическим колледжем
Конспекты уроков
История
Конспект лекции
Русский язык и культура речи
Конспекты уроков
Литература
Русский язык
Сценарий классного часа
Конспект семинара
Педагогика

 


Современный менеджер

Гавриленко Екатерина Романовна, кандидат педагогических наук, доцент. Родилась в 1946 году. Любима студентами и коллегами.  Идеальный руководитель.  Из дневника студентки: "30 сентября. Сегодня необычный день, потому что сегодня день рождения директора нашего педколледжа Гавриленко Екатерины Романовны. Ей исполнилось 50 лет Но, если посмотришь на эту стройную, элегантную женщину внимательным, добрым взглядом, никогда не догадаешься о ее настоящем возрасте. Она выглядит очень молодо. У Екатерины Романовны дар с первою взгляда нравиться окружающим. И она действительно всем нам нравится. Поэтому в этот день мы собрались в фойе первою этажа с букетом цветов, чтобы ее поздравить и пожелать всего самого лучшего" (из дневника студентки).

Управление Константиновским педагогическим колледжем Ростовской области

План.
I. Введение.
II.   Поиск новых подходов к совершенствованию системы управления педагогическим колледжем.
III.  Вывод.

I. Введение.
Повышение сложности решаемых задач на фоне общей нестабильности ситуации и ограниченности ресурсов настоятельно требует от управления способностей к быстродействию, к принятию нестандартных решений, выступает как серьезный вызов профессиональной компетентности руководителей всех рангов.
Если перефразировать известное высказывание великого отечественного педагога К.Д. Ушинского применительно к отношениям управления и объекта, можно сказать так: «Если управление хочет хорошо управлять объектом во всех отношениях, оно должно прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Педколледж является социальной организацией (и, значит, в управлении ею необходимо использовать все известные достижения науки об организации бурно развивавшейся в нынешнем столетии), но - социальной организацией особой (и, значит, внутриколледжное управление должно применить общие принципы управления с учетом этих особенностей, специфики).
Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формализованных и неформальных).
Исходя из этого, педколледж будет рассмотрен именно как:
- сообщество людей - взрослых; студентов и учащихся основной общеобразовательной школы;
- система их совместной деятельности и общения;
- среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.
Если смотреть на педколледж извне, он предстанет перед нами как некий
социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и
отдельными людьми.
Педколледж как и любая социальная организация вообще, является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой (такие системы называются открытыми). Обобщенную модель педколледжа как открытой системы можно представить: пр. № 1 А.
В соответствии с Типовым положением о среднем специальном учебном заведении, колледж является одним из видов образовательных учреждений (среднего  профессионального  образования  и  представляет  собой образовательное учреждение среднего профессионального образования повышенного уровня инновационного вида). Колледж осуществляет реализацию профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня и является, как правило, многофункциональным учебным заведением, ориентированным на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности и общества, выполнение других видов деятельности.
Статусом колледж как бы предъявляет своим потенциальным Заказчикам, Клиентам, Партнерам свою визитную карточку, а педагогический коллектив моделирует образ выпускника педколледжа, т.е. определяет те общие горизонты, исходя из которых будут строиться основные подсистемы и процессы педколледжа, и которые являются лишь основой для выработки конкретных образовательных целей.
В колледжах существенно расширяется в сравнении с другими видами образовательных учреждений среднего профессионального образования состав задач руководства. Для обеспечения эффективности образовательно-воспитательного процесса необходим предварительный анализ возможностей педагогов, их переподготовка, привлечение новых, обладающих нужной квалификаций кадров, в том числе преподавателей вузов, научных работников.
Особый круг задач управления в колледже связан с разработкой, предварительной научно - педагогической экспертизой и последующим контролем за реализацией стандартов повышенного уровня учебных планов, образовательных   программ,    новых    педагогических технологий.
Это, в частности, вызывает такие структурные перемены, в системе внутриколледжного управления как введение должности заместителя директора педколледжа по научному обеспечению образовательного процесса, создание кафедр.
Особенности управления во многом диктуются характером и организацией учебно-воспитательного процесса в колледже. Начиная со второго курса студенты переходят в основном на зачетно - семинарскую -лекционную систему, характерную главным образом для высших учебных заведений.
Являясь составной частью социума и непрерывной системой педагогического образования Ростовской области педколледж должен адаптироваться к их требованиям. В то же время его приспособление к ситуации во внешней среде должен носить не пассивный, а активный характер.
Успешное выживание и функционирование в изменчивой внешней среде требует от педколледжа структуирования этой среды, выделения в ней наиболее значимых для себя факторов. Строя свои отношения с внешней средой, педколледж должен прежде всего «найти в ней» своих потенциальных и реальных Клиентов, Заказчиков, Потребителей своих услуг. Поставщиков необходимых ресурсов, Партнеров и носителей других важных позиций.

II.    Поиск новых подходов к совершенствованию системы управления педагогическим колледжем.
Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями позволяет выделить по крайней мере четыре подхода к изменению системы внутреннего управления.

1. Изменение управления на основе использования отдельных методов, куда входит программно - целевой метод, включающий в себя четкое определение целей и желаемых результатов работ, формирование различных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности.
Программно - целевое управление базируется на положении о том, что руководитель учебного заведения устанавливает нормы - образцы деятельности подчиненных, «принуждает их к согласию с задачей и делает их ответственными за достижения этих задач».

2. Совершенствование управления на основе организаций отдельных - процессов:
а) Особое место среди управленческих процессов, организуемых в учебном заведении, занимает инновационный, связанный с созданием новой практики образования. Удачи возможны в случае коренного изменения всех механизмов  управления  учебным  заведением  (организационно  -
структурных, педагогических и психологических);
б) Повышение коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса посредством и разнообразием коммуникативных тренингов.

3. Изменение системы управления учебным заведением на основе заимствования накопленного опыта управленческой деятельности в западном менеджменте.

4. Совершенствование управления на основе целостной теории.

Изменения на основе целостных теорий представляют собой интегральный подход к жизнедеятельности учебного заведения, так как они предусматривают объединение всех ее аспектов в единое управленческое целое.
Константиновский педагогический колледж - многопрофильный центр подготовки воспитателей детей дошкольного возраста, учителей начальных классов,  труда,  иностранного  языка,  педагогов  дополнительного образования, экономистов, юристов для социальной сферы. Колледж также реализует программы многоступенчатого образования с Ростовским Государственным    университетом, . Ростовским    Государственным педагогическим    университетом,    Таганрогским    Государственным педагогическим институтом, с факультетами, готовящими кадры по выше названным специальностям.
При колледже открыта базовая общеобразовательная школа с целью ранней профориентации на учительские профессии. Таким образом,  педколледж работает по модели «школа - колледж -вуз», готовящей учителей.
Создание и функционирование такой модели потребовало в корне  изменить работу колледжа, являющегося новым типом учебного заведения.
В нашем случае - это I ступень подготовки кадров, по окончании которой выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня. Лучшие студенты зачисляются на III курс вузов соответствующих факультетов по очной и заочной формам обучения. Гибкая и разветвленная структура образования потребовала и нового управления педагогическим процессом в колледже, являющимся инновационным учебным заведением.
В  основу была положена теория развивающего  управления, разрабатываемая исследователями Т.И. Шамовой, П.И. Третьяковым, М.М. Поташником, B.C. Лазаревым и другими, которые считают, что именно развивающее управление способно обеспечить наращивание потенциала и повышение уровня его использования за счет усвоения новшеств, именно оно обеспечивает адекватное понимание потребностей и возможностей развития через:
а) постановку ясных реалистических целей;
б) рациональные способы их достижения;
в) заинтересованность педагогического. коллектива в достижении этих целей;
г) контроль за ходом инновационной деятельности;
д) современное принятие решений.

Особое значение в многоступенчатом образовании приобретает преемственность в организации учебного процесса, в технологиях обучения, согласовании путей совместной деятельности, что позволит не допустить разрыва между отдельными ступенями.
В связи с этим педколледж стал членом Ассоциации образовательных учреждений «Педагогическое образование» Ростовской области.
Основные цели Ассоциации:
- объединение  усилий  независимых  образовательных  структур - Ростовской области для решения задач развития педагогического образования;
- выработка и реализация региональной образовательной политики в современных социально - экономических условиях;
- обеспечение    образовательных    учреждений    необходимыми интеллектуальными продуктами для развития, взаимовыгодный обмен информацией;               .
- взаимодействие с органами власти по вопросам поддержки, развития защиты интересов образовательных учреждений - членов Ассоциации;
- защита прав и законных интересов образовательных учреждений и граждан на получение профессионального образования;
- представление интересов образовательных учреждений в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

Основные направления деятельности Ассоциации:
- реформирование единой системы непрерывного профессионального образования всех ступеней профессиональной подготовки и дополнительного образования  (повышение квалификации) на основе выработанной региональной программы развития системы педагогического образования;
- повышение качества среднего профессионального, высшего и дополнительного образования в единой системе за счет более полного ресурсного, научно - методического обеспечения, повышения престижа педагогических учебных заведений, качество аттестации и аккредитации учебных заведений;
- переход к университетскому типу образования;
- переход к многоучредительству в образовании как механизму реформирования   профессионального   образования,   многоканальному финансированию;
- оптимизация структуры и сети учреждения профессионального образования, подготовки по направлениям, профессиям, специальностям диверсификации образования по очной; и заочной форме обучения;
- обеспечение территориальной мобильности студентов в получении высшего и среднего профессионального образования различных профилей, специальностей, специализаций, сокращение сроков и затрат на получение высшего образования;
- разработка, развитие и распространение инновационных технологий в сфере образования всех уровней;
- обеспечение условий и развитие научно - исследовательской деятельности в учреждениях всех типов;
- создание педагогического мониторинга в учреждениях образования, управление качеством педагогического образования на основе его результатов;
- выполнение государственных и муниципальных заказов, а также заказов учреждений и организаций по проблемам образования;
- осуществление внешних сношений с зарубежными странами по изучению и обмену опытом в сфере образования;
- системное изучение рынка педагогических образовательных услуг, формирование и развитие маркетинговой службы в учреждениях образования;
- осуществление издательской деятельности;
- выполнение иных не запрещенных законодательством видов деятельности, способствующих достижению целей и задач Ассоциации.

Исходя из этого в качестве социально - педагогических основ управления образовательным процессом педколледжа выступили следующие:

1. Демократизация и гуманизация в управлении деятельностью колледжа, во взаимоотношениях членов коллектива обучаемых и обучающихся.
2. Обусловленность    структуры    и    содержания    управления образовательным  процессом.  непрерывностью,  многоступенчатостью,  региональными потребностями в подготовке учителей.
3. Направленность на современное предупреждение и разрешение противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития многоступенчатого профессионального учебного заведения.
Используя системный и оперативный подход к управлению развитием образовательного процесса в колледже, был разработан механизм функционирования управляющей системы педколледжа:
- нормативно-правовое     обеспечение     процесса   управления педагогическим колледжем; Пр. № 1
- процесс управления педагогическим колледжем; Пр. № 2
- организационные механизмы управляющей системы; Пр. № 3
- условия и ресурсы эффективной деятельности системы управления педагогическим колледжем; Пр. № 4
- структура управления; Пр. № 5
- циклограмма работы на учебный год; Пр. № 6

Для каждой составляющей механизма функционирования управляющей системы были определены цели, задачи, мотивы, содержание, методы, технологии, формы, предполагаемые результаты.
Разработана концептуальная модель развития Константиновского педагогического колледжа' «Образовательный комплекс - школа -педколледж-вуз - как пространство становления педагогической культуры будущего специалиста», где были определены:
- сущность пространственного подхода в рассмотрении перспектив развития педагогического колледжа;
- особенности   функционирования  педагогического   колледжа  в образовательном пространстве региона;
- функциональные   характеристики   объектов   образовательного комплекса;
- образ выпускника педагогического колледжа:
а) ценностные характеристики;
б) личностные характеристики;
в) личностно-педагогическая саморегуляция;
г) деятельностные характеристики.
- структурно-содержательные . характеристики    образовательного пространства комплекса «школа-педколледж-вуз»;
- модель образовательного пространства комплекса, которая включает
следующие среды:
а) академическую;
б) социокультурную;
в) досуговой деятельности;
г) профессионального сообщества.-
- технологические характеристики функционирования образовательного комплекса «школа-педколледж-вуз»:
а) рефлексивно-гуманистическая сотворческая модель образовательного процесса;
б)   алгоритм   организации   учебного   процесса   рефлексивно-гуманистической модели на всех образовательных уровнях комплекса «школа-колледж-вуз»
- управленческие механизмы функционирования образовательного комплекса
См. приложение:
   - Структура управления.
- Взаимодействие     Константиновского педагогического колледжа с Вузами Ростовской области в системе непрерывного профессионального педагогического образования.
- Динамика становления образа выпускника в образовательном комплексе.

Поиск новых подходов к совершенствованию системы управления педагогическим    колледжем    и    целенаправленное    управление инновационными процессами в образовательном комплексе «школа-педколледж-вуз» дали возможность сделать вывод, что нами достигнуты прогнозируемые результаты по следующим направлениям:
- оправдана задача сокращения срока обучения в вузах для студентов, закончивших колледж (это и  экономия государственных средств, и возросшие потребности в знаниях, и повышенный интерес к профессии у студентов). Кроме всего эти выпускники подготовлены к работе в инновационных учебных заведениях, могут работать по альтернативным программам в новых условиях, в школах с повышенными требованиями;
- создан научно-методический центр при колледже (работают творческие группы, готовые оказать помощь и дать консультацию в любой школе микрорегионов. Работает школа педагогического мастерства;
- произошли качественные изменения в содержании и методике преподавания в колледже;
- разрабатываются и апробируются новые системы контроля знаний, умений и навыков студентов;
- оправдало себя создание психологической службы;
- разработаны модели специалистов с учетом общепедагогических умений и навыков, складывается система работы коллектива в этом направлении;
- сложились формы научно-исследовательской работы преподавателей:
участие   в   международных   научно-практических   конференциях, организуемых на Дону кафедрой отечественной литературы XX века Ростовского Государственного университета и Государственным музеем -заповедником М.А. Шолохова; в областных конференциях; педчтениях по различным проблемам, проведение презентации опыта  преподавателей колледжа и учителей базовой школы, проведение выставок педагогических находок по различным проблемам, создание творческой лаборатории и проведение непосредственно в школе эксперимента.
Издаются   методические   и   учебные   пособия,   написанные преподавателями педколледжа. На заседаниях научно-методического совета проводятся самоанализы деятельности преподавателей, защита методических разработок; регулярными стали творческие отчеты руководителей кафедр и предметно-цикловых комиссий. Традиционно в проведении колледжных и областных  научно-практических  конференций  участвуют  студенты педколледжа.
Комплекс разработанных организационных мер по реализации развивающего управления, концепции и модели «школа-колледж-вуз» позволяет процесс формирования учителей нового поколения сделать управляемым, придать ему целевой и направленный характер.
 
 

Дружеский шарж на любимого директора
Угадай - ка !
                                            Дружеский шарж на ...
 
Эта хрупкая Диана,
Несмотря на свое сопрано
И мягкий жест,
За наш педколледж
И тигра съест.
Рисунок: Козлова Е. 4 "Ж"     Слова: М.Петренко

 
Вернуться на главную

Hosted by uCoz