|
|
История |
Русский язык и культура речи |
Литература Русский язык |
|
Педагогика |
Современный менеджер
I. Введение.
Повышение сложности решаемых задач на фоне общей нестабильности ситуации
и ограниченности ресурсов настоятельно требует от управления способностей
к быстродействию, к принятию нестандартных решений, выступает как серьезный
вызов профессиональной компетентности руководителей всех рангов.
Если перефразировать известное высказывание великого отечественного
педагога К.Д. Ушинского применительно к отношениям управления и объекта,
можно сказать так: «Если управление хочет хорошо управлять объектом во
всех отношениях, оно должно прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Педколледж является социальной организацией (и, значит, в управлении
ею необходимо использовать все известные достижения науки об организации
бурно развивавшейся в нынешнем столетии), но - социальной организацией
особой (и, значит, внутриколледжное управление должно применить общие принципы
управления с учетом этих особенностей, специфики).
Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно
действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои
действия на основе определенных норм и правил (формализованных и неформальных).
Исходя из этого, педколледж будет рассмотрен именно как:
- сообщество людей - взрослых; студентов и учащихся основной общеобразовательной
школы;
- система их совместной деятельности и общения;
- среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.
Если смотреть на педколледж извне, он предстанет перед нами как некий
социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и
отдельными людьми.
Педколледж как и любая социальная организация вообще, является сложной
целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой (такие системы
называются открытыми). Обобщенную модель педколледжа как открытой системы
можно представить: пр. № 1 А.
В соответствии с Типовым положением о среднем специальном учебном заведении,
колледж является одним из видов образовательных учреждений (среднего
профессионального образования и представляет собой
образовательное учреждение среднего профессионального образования повышенного
уровня инновационного вида). Колледж осуществляет реализацию профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования повышенного
уровня и является, как правило, многофункциональным учебным заведением,
ориентированным на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей
личности и общества, выполнение других видов деятельности.
Статусом колледж как бы предъявляет своим потенциальным Заказчикам,
Клиентам, Партнерам свою визитную карточку, а педагогический коллектив
моделирует образ выпускника педколледжа, т.е. определяет те общие горизонты,
исходя из которых будут строиться основные подсистемы и процессы педколледжа,
и которые являются лишь основой для выработки конкретных образовательных
целей.
В колледжах существенно расширяется в сравнении с другими видами образовательных
учреждений среднего профессионального образования состав задач руководства.
Для обеспечения эффективности образовательно-воспитательного процесса необходим
предварительный анализ возможностей педагогов, их переподготовка, привлечение
новых, обладающих нужной квалификаций кадров, в том числе преподавателей
вузов, научных работников.
Особый круг задач управления в колледже связан с разработкой, предварительной
научно - педагогической экспертизой и последующим контролем за реализацией
стандартов повышенного уровня учебных планов, образовательных
программ, новых педагогических технологий.
Это, в частности, вызывает такие структурные перемены, в системе внутриколледжного
управления как введение должности заместителя директора педколледжа по
научному обеспечению образовательного процесса, создание кафедр.
Особенности управления во многом диктуются характером и организацией
учебно-воспитательного процесса в колледже. Начиная со второго курса студенты
переходят в основном на зачетно - семинарскую -лекционную систему, характерную
главным образом для высших учебных заведений.
Являясь составной частью социума и непрерывной системой педагогического
образования Ростовской области педколледж должен адаптироваться к их требованиям.
В то же время его приспособление к ситуации во внешней среде должен носить
не пассивный, а активный характер.
Успешное выживание и функционирование в изменчивой внешней среде требует
от педколледжа структуирования этой среды, выделения в ней наиболее значимых
для себя факторов. Строя свои отношения с внешней средой, педколледж должен
прежде всего «найти в ней» своих потенциальных и реальных Клиентов, Заказчиков,
Потребителей своих услуг. Поставщиков необходимых ресурсов, Партнеров и
носителей других важных позиций.
II. Поиск новых подходов к совершенствованию
системы управления педагогическим колледжем.
Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями позволяет
выделить по крайней мере четыре подхода к изменению системы внутреннего
управления.
1. Изменение управления на основе использования отдельных методов, куда
входит программно - целевой метод, включающий в себя четкое определение
целей и желаемых результатов работ, формирование различных программ их
достижения и оценки конечных результатов деятельности.
Программно - целевое управление базируется на положении о том, что
руководитель учебного заведения устанавливает нормы - образцы деятельности
подчиненных, «принуждает их к согласию с задачей и делает их ответственными
за достижения этих задач».
2. Совершенствование управления на основе организаций отдельных - процессов:
а) Особое место среди управленческих процессов, организуемых в учебном
заведении, занимает инновационный, связанный с созданием новой практики
образования. Удачи возможны в случае коренного изменения всех механизмов
управления учебным заведением (организационно -
структурных, педагогических и психологических);
б) Повышение коммуникативной компетентности всех участников педагогического
процесса посредством и разнообразием коммуникативных тренингов.
3. Изменение системы управления учебным заведением на основе заимствования накопленного опыта управленческой деятельности в западном менеджменте.
4. Совершенствование управления на основе целостной теории.
Изменения на основе целостных теорий представляют собой интегральный
подход к жизнедеятельности учебного заведения, так как они предусматривают
объединение всех ее аспектов в единое управленческое целое.
Константиновский педагогический колледж - многопрофильный центр подготовки
воспитателей детей дошкольного возраста, учителей начальных классов,
труда, иностранного языка, педагогов дополнительного
образования, экономистов, юристов для социальной сферы. Колледж также реализует
программы многоступенчатого образования с Ростовским Государственным
университетом, . Ростовским Государственным педагогическим
университетом, Таганрогским Государственным
педагогическим институтом, с факультетами, готовящими кадры по выше названным
специальностям.
При колледже открыта базовая общеобразовательная школа с целью ранней
профориентации на учительские профессии. Таким образом, педколледж
работает по модели «школа - колледж -вуз», готовящей учителей.
Создание и функционирование такой модели потребовало в корне
изменить работу колледжа, являющегося новым типом учебного заведения.
В нашем случае - это I ступень подготовки кадров, по окончании которой
выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании повышенного
уровня. Лучшие студенты зачисляются на III курс вузов соответствующих факультетов
по очной и заочной формам обучения. Гибкая и разветвленная структура образования
потребовала и нового управления педагогическим процессом в колледже, являющимся
инновационным учебным заведением.
В основу была положена теория развивающего управления,
разрабатываемая исследователями Т.И. Шамовой, П.И. Третьяковым, М.М. Поташником,
B.C. Лазаревым и другими, которые считают, что именно развивающее управление
способно обеспечить наращивание потенциала и повышение уровня его использования
за счет усвоения новшеств, именно оно обеспечивает адекватное понимание
потребностей и возможностей развития через:
а) постановку ясных реалистических целей;
б) рациональные способы их достижения;
в) заинтересованность педагогического. коллектива в достижении этих
целей;
г) контроль за ходом инновационной деятельности;
д) современное принятие решений.
Особое значение в многоступенчатом образовании приобретает преемственность
в организации учебного процесса, в технологиях обучения, согласовании путей
совместной деятельности, что позволит не допустить разрыва между отдельными
ступенями.
В связи с этим педколледж стал членом Ассоциации образовательных учреждений
«Педагогическое образование» Ростовской области.
Основные цели Ассоциации:
- объединение усилий независимых образовательных
структур - Ростовской области для решения задач развития педагогического
образования;
- выработка и реализация региональной образовательной политики в современных
социально - экономических условиях;
- обеспечение образовательных учреждений
необходимыми интеллектуальными продуктами для развития, взаимовыгодный
обмен информацией;
.
- взаимодействие с органами власти по вопросам поддержки, развития
защиты интересов образовательных учреждений - членов Ассоциации;
- защита прав и законных интересов образовательных учреждений и граждан
на получение профессионального образования;
- представление интересов образовательных учреждений в органах законодательной,
исполнительной и судебной власти;
Основные направления деятельности Ассоциации:
- реформирование единой системы непрерывного профессионального образования
всех ступеней профессиональной подготовки и дополнительного образования
(повышение квалификации) на основе выработанной региональной программы
развития системы педагогического образования;
- повышение качества среднего профессионального, высшего и дополнительного
образования в единой системе за счет более полного ресурсного, научно -
методического обеспечения, повышения престижа педагогических учебных заведений,
качество аттестации и аккредитации учебных заведений;
- переход к университетскому типу образования;
- переход к многоучредительству в образовании как механизму реформирования
профессионального образования, многоканальному
финансированию;
- оптимизация структуры и сети учреждения профессионального образования,
подготовки по направлениям, профессиям, специальностям диверсификации образования
по очной; и заочной форме обучения;
- обеспечение территориальной мобильности студентов в получении высшего
и среднего профессионального образования различных профилей, специальностей,
специализаций, сокращение сроков и затрат на получение высшего образования;
- разработка, развитие и распространение инновационных технологий в
сфере образования всех уровней;
- обеспечение условий и развитие научно - исследовательской деятельности
в учреждениях всех типов;
- создание педагогического мониторинга в учреждениях образования, управление
качеством педагогического образования на основе его результатов;
- выполнение государственных и муниципальных заказов, а также заказов
учреждений и организаций по проблемам образования;
- осуществление внешних сношений с зарубежными странами по изучению
и обмену опытом в сфере образования;
- системное изучение рынка педагогических образовательных услуг, формирование
и развитие маркетинговой службы в учреждениях образования;
- осуществление издательской деятельности;
- выполнение иных не запрещенных законодательством видов деятельности,
способствующих достижению целей и задач Ассоциации.
Исходя из этого в качестве социально - педагогических основ управления образовательным процессом педколледжа выступили следующие:
1. Демократизация и гуманизация в управлении деятельностью колледжа,
во взаимоотношениях членов коллектива обучаемых и обучающихся.
2. Обусловленность структуры и
содержания управления образовательным процессом.
непрерывностью, многоступенчатостью, региональными потребностями
в подготовке учителей.
3. Направленность на современное предупреждение и разрешение противоречий,
возникающих в процессе функционирования и развития многоступенчатого профессионального
учебного заведения.
Используя системный и оперативный подход к управлению развитием образовательного
процесса в колледже, был разработан механизм функционирования управляющей
системы педколледжа:
- нормативно-правовое обеспечение
процесса управления педагогическим колледжем; Пр.
№ 1
- процесс управления педагогическим колледжем; Пр.
№ 2
- организационные механизмы управляющей системы; Пр.
№ 3
- условия и ресурсы эффективной деятельности системы управления педагогическим
колледжем; Пр. № 4
- структура управления; Пр.
№ 5
- циклограмма работы на учебный год; Пр. № 6
Для каждой составляющей механизма функционирования управляющей системы
были определены цели, задачи, мотивы, содержание, методы, технологии, формы,
предполагаемые результаты.
Разработана концептуальная модель развития Константиновского педагогического
колледжа' «Образовательный комплекс - школа -педколледж-вуз - как пространство
становления педагогической культуры будущего специалиста», где были определены:
- сущность пространственного подхода в рассмотрении перспектив развития
педагогического колледжа;
- особенности функционирования педагогического
колледжа в образовательном пространстве региона;
- функциональные характеристики объектов
образовательного комплекса;
- образ выпускника педагогического колледжа:
а) ценностные характеристики;
б) личностные характеристики;
в) личностно-педагогическая саморегуляция;
г) деятельностные характеристики.
- структурно-содержательные . характеристики образовательного
пространства комплекса «школа-педколледж-вуз»;
- модель образовательного пространства комплекса, которая включает
следующие среды:
а) академическую;
б) социокультурную;
в) досуговой деятельности;
г) профессионального сообщества.-
- технологические характеристики функционирования образовательного
комплекса «школа-педколледж-вуз»:
а) рефлексивно-гуманистическая сотворческая модель образовательного
процесса;
б) алгоритм организации учебного
процесса рефлексивно-гуманистической модели на всех образовательных
уровнях комплекса «школа-колледж-вуз»
- управленческие механизмы функционирования образовательного комплекса
См. приложение:
- Структура управления.
- Взаимодействие Константиновского педагогического
колледжа с Вузами Ростовской области в системе непрерывного профессионального
педагогического образования.
- Динамика становления образа выпускника в образовательном комплексе.
Поиск новых подходов к совершенствованию системы управления педагогическим
колледжем и целенаправленное
управление инновационными процессами в образовательном комплексе «школа-педколледж-вуз»
дали возможность сделать вывод, что нами достигнуты прогнозируемые результаты
по следующим направлениям:
- оправдана задача сокращения срока обучения в вузах для студентов,
закончивших колледж (это и экономия государственных средств, и возросшие
потребности в знаниях, и повышенный интерес к профессии у студентов). Кроме
всего эти выпускники подготовлены к работе в инновационных учебных заведениях,
могут работать по альтернативным программам в новых условиях, в школах
с повышенными требованиями;
- создан научно-методический центр при колледже (работают творческие
группы, готовые оказать помощь и дать консультацию в любой школе микрорегионов.
Работает школа педагогического мастерства;
- произошли качественные изменения в содержании и методике преподавания
в колледже;
- разрабатываются и апробируются новые системы контроля знаний, умений
и навыков студентов;
- оправдало себя создание психологической службы;
- разработаны модели специалистов с учетом общепедагогических умений
и навыков, складывается система работы коллектива в этом направлении;
- сложились формы научно-исследовательской работы преподавателей:
участие в международных научно-практических
конференциях, организуемых на Дону кафедрой отечественной литературы XX
века Ростовского Государственного университета и Государственным музеем
-заповедником М.А. Шолохова; в областных конференциях; педчтениях по различным
проблемам, проведение презентации опыта преподавателей колледжа и
учителей базовой школы, проведение выставок педагогических находок по различным
проблемам, создание творческой лаборатории и проведение непосредственно
в школе эксперимента.
Издаются методические и учебные
пособия, написанные преподавателями педколледжа. На заседаниях
научно-методического совета проводятся самоанализы деятельности преподавателей,
защита методических разработок; регулярными стали творческие отчеты руководителей
кафедр и предметно-цикловых комиссий. Традиционно в проведении колледжных
и областных научно-практических конференций участвуют
студенты педколледжа.
Комплекс разработанных организационных мер по реализации развивающего
управления, концепции и модели «школа-колледж-вуз» позволяет процесс формирования
учителей нового поколения сделать управляемым, придать ему целевой и направленный
характер.
Эта хрупкая Диана,
Несмотря на свое сопрано
И мягкий жест,
За наш педколледж
И тигра съест.
Рисунок: Козлова Е. 4 "Ж" Слова: М.Петренко
Вернуться на главную